воскресенье, 29 июня 2014 г.

Пролетая над гнездом Ромодана

Бывший Ромодановский вокзал.
Вид с Метромоста
В этом обзоре опять про Ромодановский вокзал и бывшую насосную станцию.
Как обычно, карта маршрута прилагается.
Для начала, мне стало интересно происхождение такого названия вокзала.
Наиболее подробную информацию удалось найти на сайте нынешних владельцев отреставрированного здания - компании "НоваКард":

* Ромодановский вокзал - название вокзала произошло от названия посёлка Ромоданово (в Мордовии), первое документальное упоминание о котором относится к 1622 г. В 17 в. имел 3 названия: Кош-Помра (от общемордовского кож помра «сухая роща»), Никольское (по названию церкви) и Ромоданово (название-антропоним: по фамилии князей Ромодановских — владельцев села, о чём свидетельствует «Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича, данная стольнику князю И. И. Ромодановскому на пожалованные земли» (1622) в д. Кош-Помра Алатырского уезда). 
В 1893 г. на окраине Ромоданова был проложен участок железной дороги Москва - Казань, с 1903 г. станция Ромоданово (Тимирязево, позднее Красный Узел) стала узловой.
Железная дорога, проложенная от Ромоданово до Нижнего Новгорода вдоль Оки, медленно снижалась от станции Мыза и была исключительно живописна. Новый городской вокзал на набережной Оки, тоже менял названия не раз: Ромодановский, в 30-х годах Арзамасский, а затем Казанский. 

Фамильный герб князей Ромодановских
А вот что говорит Википедия:
Ромодановские — угасшая в 1730 году ветвь князей Стародубских, которые происходят от Ивана Всеволодовича.

Фамилия образована от названия родовой вотчины Ромоданово, где князь-кесарь Фёдор Юрьевич в конце XVII века выстроил существующую церковь Рождества Пресвятой Богородицы. При первых Романовых князья Ромодановские входили в избранный круг высшей аристократии Российского государства. В конце XVII века из стольников жаловались в бояре, минуя чин окольничего.


Короче говоря, гнездо Ромодана оказалось аж в 300 километрах отсюда))) Зато какое аристократическое происхождения у вокзала!

Ромодановский вокзал. Вид с полотна железной дороги, фото М. Дмитриева
http://www.nizhnyfoto.ru/foto/raritet/t5.php
Ромодановский вокзал и мельница М. Башкирова
(это и 6 следующих фото - с сайта http://www.novacard.ru)
Ж/д станция "Нижний Новгород". Пассажирское здание. Фасад со стороны ж/д путей
Вид на р. Оку и здание Ромодановского вокзала.
Фото здания вокзала 1963 год (автор: Сперанский К.А.)
Здание Ромодановского вокзала в 2001 г.
Здание в период реставрации.
Современное состояние здания вокзала
Сорри за историческое отвлечение, но было жутко интересно происхождение этого выдающегося здания.

Собственно, ради этого я прошёлся по метромосту - чтобы снять заглавное фото поста.

Только отсюда, практически с высоты птичьего полёта, можно увидеть всю красоту архитектурного замысла:



Рядом дебаркадер - "Ромодановский причал")))


Спускаясь по съезду к Метромосту тоже можно много чего увидеть красивого:
Армянская церковь и храм Адвентистов седьмого дня
храм Воскресения Христова на реставрации
Ну и прочие виды:






Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Благовещенской слободе.
Основана в ХV веке.
По преданию в приходе церкви до 1612 года жил Кузьма Минин.


бывший мукомольный завод купцов Башкировых и элеватор




И собственно, сам Метромост:

Начало моста - вид снизу, подписи "жильцов"


Тоже какое-то историческое здание прямо под мостом



На эту будочку я сначала внимания не обратил, а потом из неё охранник вышел)))
Проход по метрочасти моста запрещён

Метропуть уходит в гору)

Мельзавод, вид с моста

Стрелка тоже хорошо видна

Закончив с метромостом, я вернулся на проверенный маршрут - вдоль набережной Оки. 


Уточнение насчёт башни насосной станции - крыша там всё-таки есть, хотя и покосилась)
 А вот это то, ради чего и была построена та башня насосной станции. Как айсберг, основное скрывалось в зарослях деревьев глубже в берег:


Куйбышевская водопроводная станция. (По данным с Народной карты: http://n.maps.yandex.ru/?oid=2710595)



В 1880 г. построена первая в Нижнем Новгороде водопроводная станция - Куйбышевская. Машины для станции второго подъема были сконструированы и установлены нижегородским конструктором-самоучкой Василием Калашниковым. Станция исправно подавала воду вплоть до 1988 года.



Станция включала резервуар на 85 тысяч вёдер, защищенный крышкой. Забор речной воды осуществлялся сифонным способом через сборный колодец, дно которого находилось ниже меженного уровня.


Паровой машиной вода подавалась в напорные резервуары, расположенные на 125 м. выше насосной станции. Паровая машина для станции второго подъема нижегородского конструктора-самоучки Василия Калашникова исправно служила сорок лет. 17 ноября 1880 года оборудование опробовали, а 14 декабря водопровод был пущен.




Архитектуру станции можно отнести к модерну, к его «историческому» направлению, имитирующему готику. В решении фасада машинного зала использован часто применяемый в промышленном зодчестве приём: размещение оконных и дверных проёмов арочного очертания на фоне рустованной стены.
Сложная асимметричная композиция в сочетании с переменным по высоте рельефом, яркое колористическое решение (белые карнизы и архивольты на тёмно-красном фоне стен) – всё это делает здание водонапорной станции очень привлекательным.













Здание, похоже, тоже было очень красивым. Сейчас остались только развалины в кустах...

Так выглядела водокачка в конце 19 века
Еще 25 лет назад на месте этих руин стояла Куйбышевская водокачка. К сожалению сейчас здание находится в аварийном состоянии и является излюбленным местом бомжей и представителей различных субкультур.

Она была построена в 1880 году и просуществовала до 1988 года. После прекращения работы в перестроечные времена станция несколько лет находилась в заброшенном состоянии. 31 августа 1993 года решением Нижегородского областного Совета народных депутатов была признана объектом культурного наследия.

Собственно, с августа того же года про нее благополучно забыли. Почти)
В 1995 году дали территорию в аренду с условием реставрации. В 2005 отобрали обратно - кроме автосервиса арендатор ничего там не построил)))

Сейчас Куйбышевская водокачка - это уже почти разрушенное здание, в глубоких резервуарах которого до июня лежит и не тает лед. Здесь множество водоотстойников, заросших и заваленных, провалиться в которые проще простого, а самостоятельно выбраться практически невозможно.

И немного из книги В. М. Смирновой и Е. Г. Филатова "Вода и город":

"В октябре 1876 г. на заседании городской думы приняли предварительные намётки по строительству водопровода... Создали вместительный резервуар - 85 тысяч вёдер, защищенный от поверхностного загрязнения крышей... Чтобы избежать преждевременного износа машины, продолжительность её суточной работы определяли в 18 часов.

Все работы по строительству второго водопровода выполнили за короткий срок... чуть более двух лет. В городе ждали воду, но праздника на улицах Нижнего не получилось: оборудование, заказанное в Англии и стоившее больших денег, пришлось демонтировать и заменять. Обязательство изготовить и установить оборудование взял на себя завод Курбатова.

Машины для станции второго подъёма были полностью сконструированы и установлены замечательным нижегородским конструктором-самоучкой Василием Калашниковым. Паровая машина, известная под названием "Калашниковская", исправно служила горожанам сорок лет.

При строительстве второго водопровода в финансировании работ приняли участие наиболее состоятельные купеческие семейства: Блиновы, Бугровы, а также промышленник Курбатов. Свой взнос в 375 тыс. рублей они оговорили специальным условием: вода населению должна подаваться бесплатно на вечные времена... В 1900 г. ввели тарифы на оплату воды".
(http://www.esosedi.ru/onmap/zabroshennaya_vodozabornaya_stantsiya/6169641/index.html)

А ещё тут место для граффитистов:

Реально ценное предупреждение - провалы на каждом шагу, нужно очень внимательно ступать!






Практически братья-близнецы - одна рука рисовала)))
Никита Nomerz 
Just smile
2010 год

Никита Nomerz
The big brother

ул. Черниговская, Водонапорная башня.
2010 год

И в завершение: на бетонке набережной тоже цветы растут!)))


Комментариев нет:

Отправка комментария