воскресенье, 24 января 2016 г.

Мёртвая Петля штабс-капитана Нестерова

Колоризация фото: Ольга aka KLIMBIM
Узнаёте? Это Пётр Николаевич Нестеров.
Тот самый, в чью честь названа улица, начинающаяся от сквера на откосе, где стоит макет самолёта.
Макет того самолёта «Ньюпор», на котором Нестеров совершил свою знаменитую «Мёртвую петлю».
Теперь это Петля Нестерова.
Признаюсь, я раньше думал, что он какой-нибудь очередной "пламенный революционер".
Нет, он русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа. Погиб в воздушном бою в 1914 году, впервые в практике боевой авиации применив таран. Ему тогда было 27 лет.


Родился Пётр Нестеров в Нижнем Новгороде 15 февраля 1887 года в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса Николая Фёдоровича Нестерова. После неожиданной смерти отца материальное положение семьи сильно ухудшилось. Его мать, Маргарита Викторовна, не имея средств на оплату жилья, была вынуждена переехать вместе с четырьмя детьми во Вдовий дом. В 1897 году Нестеров поступил в Нижегородский кадетский корпус и в 1904 его закончил.

После окончания корпуса Пётр Николаевич в числе шести лучших выпускников был направлен в Михайловское артиллерийское училище. В 1906, отлично выдержав выпускные экзамены, Нестеров, произведённый в подпоручики, попал по распределению в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, служил во Владивостоке, где лично разработал правила корректирования стрельбы из аэростата.

Увлечение авиацией началось у Петра Николаевича с 1910 года. В июле—августе 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Пётр Николаевич познакомился с учеником профессора Н. Е. Жуковского — Петром Петровичем Соколовым и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. В 1912 году Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного лётчика, и уже в сентябре 1912 г. 25-летний поручик Пётр Нестеров совершил первый самостоятельный полёт, а в 1913 году — окончил курс авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине. В мае 1913 года он был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте, а в июне переведён в 11-й корпусный отряд 3-й авиационной роты. Вскоре Пётр Николаевич стал командиром отряда. Перед отправкой на новое место службы его направили в Варшаву для обучения на самолёте «Ньюпор», который тогда приняли на вооружение армии. 31 августа 1913 года был произведён в штабс-капитаны.

Идея «мёртвой петли» зародилась у Нестерова ещё до 1912 года, но в этом году, будучи учеником гатчинского авиационного отряда, он уже теоретически доказал возможность её выполнения. "Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолет при правильном управлении им, " — писал он.
Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолёта всюду опора», 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор—4» с двигателем «Гном» в 70 л. с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.

10 февраля 1914 года Киевское Общество воздухоплавания отметило Нестерова за научную разработку вопроса о глубоких кренах и за осуществлённую им «мёртвую петлю», присудив ему золотую медаль Общества. Позже Киевское городское руководство от лица города вручило отважному пилоту-новатору памятный золотой жетон, с которым Пётр Николаевич никогда не расставался. Также являлся кавалером орденов Святой Анны ІІІ степени и Святого Станислава ІІІ степени. Посмертно награждён орденом Святого Георгия IV степени (25.1.1915).

С началом Первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, 11 авиаотряд принимал участие в боях за Львов. Нестеров осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Бомбометание было проведено лётчиком так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.

Осуществив за время войны 28 вылетов, 8 сентября 1914 года около городка Жолква (Жолкиев, город районного значения во Львовской области Украины. С 23 декабря 1920 года до 28 сентября 1939 года в составе Польши.)
Пётр Николаевич Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил самолёт, который вёл воздушную разведку передвижения русских войск. Дело в том, что в начале войны самолёты всех воюющих стран не имели пулемётов. Первые воздушные бои велись с помощью карабинов и револьверов. Таран же был самым эффективным способом сбить вражеский самолёт. Возможно, Нестеров рассчитывал сбить вражеский самолёт своим шасси и остаться в живых. Но что-то пошло не так, и он погиб при столкновении.

В 1914 году на месте гибели Петра Нестерова у г. Жолква (с 1951 по 1992 — г. Нестеров) был сооружён монумент. Позднее, в 1980 году, здесь был построен мемориал памяти героя-авиатора: памятник с мёртвой петлёй, заканчивающейся взлётом вверх реактивного самолёта и небольшой музей. Расположение мемориала: на дороге Жовква — Рава-Русская в населённом пункте Воля-Высоцкая.

Памятник лётчику Петру Нестерову в Нижнем Новгороде находится на Верхневолжской набережной. Установлен он здесь в 1987 году. Его автором стали архитектор Ю. Воскресенский и скульпторы И. М. и А. И. Рукавишниковы. Последние являются потомками владельца некогда самого богатого особняка в Нижнем Новгороде, который расположен буквально по соседству (дом №7 по Верхневолжской набережной).

Рядом с памятником Нестерову (в сквере между улицей Минина и Верхневолжской набережной) установлены бронзовые стелы с описанием подвигов авиатора. Характерным дополнением к скульптурной композиции стал макет самолёта "Ньюпор" времени Первой мировой войны.

Источники: