среда, 9 августа 2017 г.

Малиновский скит: центр нижегородского древлеправославия

Старообрядцы, они же раскольники, они же Русская древлеправославная Церковь (Беглопоповское согласие).
Когда заходит речь о раскольничьих скитах, они представляются многим как жилище отшельников. На самом деле многие старообрядческие монастыри со временем стали хранителями самобытной культуры. Именно к таким относится Малиновский скит, расположенный в 32 километрах от Нижнего Новгорода, за живописной рекой Линдой недалеко от деревни Филипповское.

Почему 'Малиновский скит'? Откуда и когда получило такое название жилище первых поселенцев, история умалчивает. Известно, что по приказу архиепископа нижегородского Питирима с 1721 по 1737 год все керженские скиты и Малиновский в том числе были сожжены с помощью присланных сюда воинских частей. Однако со смягчением правительственной политики по отношению к старообрядчеству и выходом Указа от 16 октября 1762 г., разрешавшего возвращение ранее эмигрировавших раскольников на родину, отмечается очередной рост скитов. Они начинают быстрыми темпами восстанавливаться.

Малиновский скит - единственный из нижегородских древлеправославных скитов, который сохранился и даже действует. Сейчас это женский монастырь Русской Древлеправославной Церкви.

Впервые о Малиновском ските упоминается в документах 1788 года. К концу 19 века  относится свидетельство о постройке в ските богадельни.

В 1908 г. архитектор А.М. Вешняков разрабатывает проект каменной, красного кирпича церкви традиционного типа 'корабль' с шатровой колокольней на средства известного нижегородского купца-старообрядца Николая  Александровича Бугрова.

Однако заказчик вносит свои изменения: вместо одного купола - пять, а здание украшает цветными изразцами. Проект был утвержден строительным управлением Нижегородского Губернского правления в 1909 г., а само строительство храма было завершено в 1911 г. Освятили храм в честь Владимирской божьей матери. Это первоначальное ее название не было случайностью: старообрядцы, хранители древних традиций, особо чтут князя Владимира Святого, именно при нем произошло крещение языческой Руси.

По свидетельству А.П. Мельникова (сына П.И.Мельникова-Печерского), «в начале XX в. Малиновский скит резко выделялся среди других скитов Нижегородского Заволжья, отличаясь образцовым порядком, и устройством. Это стало возможным благодаря особому покровительству купцов Николая Бугрова и Макария Блинова, которым он фактически принадлежал (В связи с этим в народе скит до сих пор иногда именуется 'Блиновской дачей').
Нижегородские газеты так писали об освещении Малиновской церкви: «совершено торжественное освещение каменного храма при Малиновском монастыре построенном известным благотворителем Бугровым Н.А. Освящение было весьма торжественным при многочисленном старообрядческом духовенстве. Храм поражает убранством древнейших икон и роскошной живописью со стороны оригиналов. На торжественном освящении находились З.А. Бугрова, Ф.А. Асонов и много приезжих старообрядцев. Несмотря на горячее рабочее время, было много крестьян».

Сложная по своей объемно - пространственной композиции краснокирпичная церковь выполнена в русском стиле, а в отличие от многих храмов начала XX в. с их подчеркнутой асимметрией, она имеет традиционно планировочную схему типа 'корабль'. На продольную ось здания 'нанизаны' объемы крытой паперти, трехъярусной шатровой колокольни с примыкающими к ее основанию двумя служебными помещениями, в северном из которых находится чугунная винтовая лестница, ведущая в подвал и на звонницу, просторной трапезной, четверика храма с боковыми притворами и пятигранной алтарной апсиды. Фасады церкви изысканно нарядны, благодаря сочетанию краснокирпичных стен с многочисленными полихромными изразцами и оштукатуренными белыми деталями.

Изразцы имеют древнее русское название «полива» (глазурь) — русское название состава для покрытия керамических изделий, образующего при обжиге стеклообразный сплав. Производство поливных изделий прекратилось на Руси после монголо-татарского нашествия, а в 14 веке возобновилось и к 17 веку уже выпускались облицовочные декоративные плитки.

Все окна имели тонкие металлические переплеты и цветные витражи. Интересно декоративное оформление притворов, а также западного крыльца, имеющего щипцовое завершение и опоры шарообразной формы с лентой поребрика в средней части.

Владимирская церковь, выстроенная на деньги Н.А. Бугрова, стала крупным последним сооружением на территории скита. К сожалению, Николай Александрович не дожил до воплощения своей мечты - строительства большого официально разрешенного храма, он умер 16 апреля 1911 г. на 73 году жизни. Но в память о благодетеле в церкви справа от входа был изображен его портрет с изображением вновь выстроенного храма.

Судьба церкви была трагичной, она просуществовала до 1925 г., когда монастырь был ликвидирован, а постройки проданы отдельным частным лицам и учреждениям. Решением Комитета по вопросам религиозного культа при Президиуме Горьковского облисполкома от 27 декабря 1937 года храм должен был переоборудован под клуб, однако здание осталось пустующим. Лишь церковный подвал стал использоваться как склад. Но еще долго не прекращался биться пульс церковной жизни, в разграбленном храме, тайком, при закрытых дверях и ставнях, собирались люди для молитвы.

В 1993 г. церковь бывшего Малиновского скита была возвращена древлеправославной общине и переосвящена в честь Казанской иконы Богородицы.

Комплекс Малиновского скита расположен менее чем в километре от села Филипповское, где находилась старообрядческая богадельня.

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области в 2007 году профинансировало 70 поливных изразцов для реставрации памятника истории и культуры регионального значения - Казанской церкви Малиновского скита в селе Филипповское.

Реставрация затронула изразцы декоративного пояса венчающего карниза церкви, их можно распознать на фото по свежему цементу.

Источники:
raoc.info
geocaching.su
patriarchia.ru
cheger.livejournal.com

При входе на территорию остатки былых построек






Видны металлические держатели изразцов сверху и свежий цемент























Видимо, жилой корпус монастыря









Далее немного фото отсюда:







Икона с изображением Николая Бугрова, основателя Малиновского скита
(в руках он его и держит)






Отец Александр


Комментариев нет:

Отправить комментарий