воскресенье, 17 июня 2018 г.

Взгляд на Нижний сквозь ажурное выставочное железо

Всё-таки бравурные отзывы посетителей нового парка на Стрелке несколько лукавы. В полном смысле набережная доступна только рядом со стадионом - всё остальное огорожено металлическим забором. (По состоянию на 11 июня.)
Сквозь который я и снимал ажурные металлические конструкции, оставшиеся от XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде.
Эта крупнейшая выставка была профинансирована императором Николаем II и проходила с 28 мая (9 июня) по 1 (13) октября 1896 года в Нижнем Новгороде, в районе Кунавино, где сейчас расположен «Парк им. 1-го мая». К открытию выставки в Нижнем Новгороде был пущен первый в России электрический трамвай, устроены фуникулеры (Кремлёвский и Похвалинский), выстроены здания городского драматического театра, окружного суда, биржи Волжско-Камского банка.
Нижегородская выставка по своей площади (более 80 гектаров) превышала Всемирную выставку в Париже 1889 года и была в три раза больше предыдущей Всероссийской выставки в Москве.

Обнаруженные недавно металлоконструкции - это чудом сохранившиеся части павильонов, входивших в состав Главного здания выставки, 120-летие которой отмечалось в 2016 году. Создавались же эти конструкции на пятнадцать лет раньше, и предназначались тоже для Главного здания, но предыдущей, 15-й Всероссийской промышленной и художественной выставки, состоявшейся в Москве в 1882. Произведены они были на Санкт-Петербургском металлическом заводе.
Над проектом Главного здания трудились известные в России архитекторы и инженеры. Так, общий план здания и проекты его фасадов выполнялись при участии выдающегося архитектора А.И. Резанова. Сподвижник К. А. Тона, он строил храм Христа Спасителя в Москве. Неразрывно связан и с нижегородской землей – по проекту А.И. Резанова возведен Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. Металлический несущий каркас Главного здания разрабатывали конструкторы Г.Е. Паукер и И.А. Вышнеградский. Интересно, что и тот, и другой стали российскими министрами: Паукер – министром путей сообщения, а Вышнеградский – министром финансов. Окончательный проект Главного здания и рабочие чертежи выполнили архитекторы А.Г. Вебер и А.С. Каминский, они же руководили строительством этого сооружения.

Интерьер павильона главного здания выставки 1896 года (фото М. П. Дмитриева) «Виды Всероссийской художественной промышленной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде» Фото: http://andcvet.narod.ru/ni_no/sam1
Стальной скелет пакгауза, его несущий каркас образуют ряды колонн. И это не привычные для нас мощные швеллеры и двутавры. Колонны сквозные, ажурные. Собранные из уголков и металлических полос, соединенных заклепками, они напоминают стволы пальм, огромные листья которых как-то незаметно для глаза превращаются в такие же ажурные арки и фермы покрытия. Создается впечатление удивительной легкости и гармонии. Как это не кажется странным, пересечения составляющих элементов каркаса напоминают кружево – кружево, сплетенное из стальных стержней. Уникальные конструкции на Стрелке вобрали в себя забытую или, правильнее сказать, неведомую нам инженерную культуру, сложившуюся в середине XIX века. И что важно, они доносят до нас информацию о методах создания большепролетных металлических сооружений.

Фасад главного подъезда Всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве, 1882 год (фото «Шерер, Набгольц и Ко»). Фото: http://pastvu.com/p/8866
15-я Всероссийская выставка, а именно для нее создавалось Главное здание, о котором идет речь, отражала достижения России времени правления Александра II. Проходила она в Москве на Ходынском поле. Главное здание, выполненное из металла и стекла, было ее основной достопримечательностью и служило своеобразной визитной карточкой. Оно стояло в центре поля, доминируя над всем выставочным комплексом.

Павильоны выставки возводились «с нуля», за исключением одного – Главного здания. Оно было единственным не новым, «работало» до этого на предыдущей 15-ой Всероссийской выставке. Для экономии, а она составила 300 тыс. рублей, посчитали целесообразным это громадное здание с металлическим каркасом, общий вес которого 115 тыс. пудов (1840 т), разобрать, перевезти в Нижний Новгород и здесь вновь собрать. Закладка Всероссийской выставки в Нижнем состоялась 16 мая 1894 года. В мае того же года в Москве начали разбирать Главное здание. Все работы по демонтажу, как и последующую сборку в Нижнем Новгороде, выполнял Санкт-Петербургский металлический завод, тот самый, который изготовлял конструкции этого сооружения. Разборка в Москве шла под наблюдением архитектора академика Ф.О. Богдановича, а сборку в Нижнем вел архитектор Ф. О. Станек, кстати, он собирал Главное здание дважды, в Москве и в Нижнем.

Все павильоны с металлическим каркасом были сборно-разборными. После закрытия выставки они были проданы и разъехались по разным уголкам России. Пока мы не знаем точно, но есть основания предположить, что павильоны Главного здания купил Д.В. Сироткин. Они были перевезены на территорию Сибирских пристаней. Два из них там сохранились
Попали в речной порт на Стрелке и превратились в портовые пакгаузы. Которые через много лет было решено снести вместе с самим портом - демонтаж пакгаузов был предусмотрен в техзадании при проектировании парка на Стрелке к Чемпионату мира по футболу.


И никто бы не дрогнул от такого решения, не организуй архитектурный критик Марина Игнатушко осмотр этих пакгаузов группой архитекторов.
И только благодаря деятельности градозащитников, возглавляемых членом общественного совета при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Анной Давыдовой, после вмешательства областной прокуратуры металлическим конструкциям времён XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года присвоен статус вновь выявленного объекта культурного наследия.

Теперь они официально взяты под государственную охрану. Далее предстоит историко-культурная экспертиза, доказывающую их ценность, которая продлится около года и по результатам которой будет принято решение о включении их в Единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ как памятники. На срок этой экспертизы пакгаузы будут под государственной защитой от сноса и разрушения.

Источники:
archi.ru
ru.wikipedia.org
nta-nn.ru

И вот как выглядят эти конструкции сейчас - вид из-за забора:













Их видно и с другого берега, и на подходе к Собору Александра Невского:


крышу которого основательно потрепало в прошедший недавно ураган:





Зато все прицерковные постройки отреставрированы и теперь видны отовсюду:















включая отель Никитин:




и даже дом-жертву канализационного потопа (улица Стрелка, 1) восстановили и надстроили:


судя по цвету крыши и последним тенденциям, опять будет какая-нибудь православная гимназия)))


Только ярмарочная водокачка не устояла под натиском скоро-строителей и стоит, наполовину порушенная и прикрытая занавеской с картинками:




Ну и за всем этим - конечно, виды на Нижний Новгород:













UPDATE: информация уточнена, Шухов ни при чём, спасибо Евгений Прохоров