пятница, 30 июля 2021 г.

Шуховская башня в Дзержинске


Напротив железнодорожного вокзала Дзержинска
появилась уменьшенная копия башни - с часами

Был сегодня в Дзержинске и неожиданно появилась пара часов ожидания. Я знал, куда поехать)

Шуховская башня на Оке — единственная в мире гиперболоидная многосекционная опора линии электропередачи, выполненная в виде несущей сетчатой оболочки. Высота 128 м. Расположена в 12 км от города Дзержинск на левом берегу Оки, за посёлком Дачный. Это одна из двух сохранившихся в России высотных многосекционных гиперболоидных конструкций инженера В. Г. Шухова, вторая — Шуховская телебашня на Шаболовке в Москве. Шуховская башня на Оке построена через семь лет после башни на Шаболовке, признаётся западными специалистами более совершенной и достойной внесения в список Всемирного наследия.

В 1927—1929 годах по проекту и под руководством русского инженера-конструктора, изобретателя и учёного Владимира Шухова были построены три пары многосекционных стальных гиперболоидных башен-опор высотой 128, 68 и 20 метров. Уникальные высотные сооружения служили опорой перехода через реку Оку линии электропередачи НиГРЭС напряжением 110 киловольт.

В. Г. Шухов изобрёл способ устройства сетчатых гиперболоидных башен (патент Российской империи № 1896 от 12 марта 1899 г., заявлен 11 января 1896 года). Первая в мире гиперболоидная башня была построена Шуховым на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Принцип устройства гиперболоидных башен В. Г. Шухов использовал в сотнях сооружений: водонапорных башнях, опорах линий электропередач, мачтах военных кораблей. 

После изменения маршрута ЛЭП четыре башни Шухова высотой 68 и 20 метров демонтировали на металлолом. Две оставшиеся высотные башни на Оке законом Нижегородской области № 204 от 20.08.1997 года были признаны памятниками культурного наследия, охраняемыми государством. Несмотря на охрану по закону, весной 2005 года одна из уникальных башен-опор была незаконно разрушена — как и в случае с первыми четырьмя башнями, с целью разборки на металлолом. 

23 сентября 2020 года башня открылась после реконструкции, которую провело ПАО «Россети». Реконструкция прошла в 3 этапа: сначала воссоздали утраченные фрагменты основания башни, потом укрепили берег Оки и построили набережную, затем обработали металлоконструкции антикоррозийными материалами и сделали подсветку, использовав 23 000 светодиодов. 

Башня-опора состоит из пяти 25-метровых секций, по форме являющихся однополостными гиперболоидами вращения. Секции опоры сделаны из прямых профилей, упирающихся концами в кольцевые основания. На верхней секции установлена опорная конструкция с горизонтальной стальной траверсой длиной 18 метров для крепления трёх высоковольтных проводов. Башня стоит на кольцевом бетонном фундаменте диаметром 30 метров.

Башня была построена с огромным запасом — держала десятки тонн стального провода ЛЭП НиГРЭС — и, несмотря на отсутствие трети металлоконструкций основания, выдержала три года, опираясь всего на 30 оставшихся подлинных шуховских профилей основания. Башня Шухова сохранилась, хотя её основание полностью затапливалось во время паводка и выдерживало многотонный напор воды и льда в течение недели. 

Шуховская башня на Оке отремонтирована с применением болтовых соединений. Для полной реставрации башни по технологии В. Г. Шухова с применением клёпаных соединений состояние башни анализирует международная комиссия.

3 декабря 2014 года распоряжением правительства РФ Шуховская башня отнесена к объектам культурного наследия федерального значения.

Источник:

Wikipedia.org

В рамках третьего этапа реконструкции было запланировано благоустроить территорию и восстановить дорогу. Последние 2 километра до башни дорогу напоминают крайне мало. Местами вроде и асфальт есть. Но ям и колдобин больше. Первый из двух местных таксистов отказался меня туда везти именно из за дороги. Проехать, конечно, можно, даже и не на джипе) Но очень медленно и аккуратно. Говорят, раньше и этого даже не было.

Общий вид башни с квадрокоптера. Фото Википедия

Ночная подсветка в действии. Фото Википедия

На железнодорожном вокзале Дзержинска появилась уменьшенная копия с часами:



Вокруг башни - красоты: Ока, сосновый бор и синее небо!


Сама башня и её территория огорожена и под видеонаблюдением:




Бетонированная набережная



Белый кружок слева внизу на этой фотографии - центр полностью утраченной второй опоры:


и сама восстановленная башня:



Логотип Россети на берегу





На некоторых креплениях внизу сохранились оригинальные заклёпки.


Лестница в небо


светодиоды:










На этом креплении всё новое, включая винты:



светодиоды подсветки 


и их контроллер (один из многих)







Комментариев нет:

Отправить комментарий