суббота, 26 сентября 2020 г.

Трамвайно-троллейбусный музей: репликар Эрликона и вагон Х - это Харьков


В 2005 году на территории трамвайного депо №1 по адресу ул. ген. Ивлиева, 1 под открытым небом был организован Музей истории муниципального предприятия «Нижегородэлектротранс».

Всего в музее находится 9 трамваев и 2 троллейбуса. Все они работали в Нижнем Новгороде и Горьком, кроме трамвая Эрликон, который был воссоздан для съёмок фильма "Запрещённые люди" кинорежиссера Глеба Панфилова.  

Трамваи

Эрликон (Oerlikon). Бельгия. 1896 год — вагон является внешней копией существовавшего вагона:


Был поставлен в Нижний Новгород в 1896 г. фирмой «Фон Гартман и компания» (Бельгия). В начале 20-х г.г. перестроен Мастерскими Треста механического транспорта на широкую колею. Эксплуатировался до конца 20-х годов. Воссоздан в 1978 г. на Горьковском вагоноремонтном заводе по старым чертежам .

Представляли собой двухосные двусторонние вагоны для колеи 1000 мм. Передняя и задняя площадки открытые с контроллером и ручными приводами тормозов и механизма песочницы. Салон отделялся от площадок переборками с дверью в их центральной части для входа-выхода пассажиров. Сиденья располагались вдоль стенок корпуса продольно по ходу вагона. 

Это фото: 360carmuseum.com

Вагоновожатый работал стоя, переходя из одной оконечности вагона в другую при смене направления движения. Ходовая часть представляла собой одну двухосную тележку с бандажными колодочными тормозами с ручным приводом. Предусматривался и электрический тормоз, но в нижегородской практике им пользовались редко, в случае экстренной остановки вагона. В Нижнем Новгороде использовались только моторные одиночные "Эрликоны". Помимо упоминавшегося электрического тормоза, из нетягового электрооборудования "Эрликоны" оснащались приборами наружнего и внутреннего электроосвещения. Токоприёмник штангового типа, с роликом, катящимся под проводом (из-за этого "Эрликоны" превратились в разговорном диалекте нижегородских трамвайщиков в "роликоны"). Очень часто штанга слетала с контактного провода, также на конечных станциях ее приходилось вручную перебрасывать на обратное направление движения. Вообще же конструкция вагона была проста вплоть до примитивности, что для того времени было скорее плюсом, чем минусом.

Поскольку тогда ещё просто не думали о возможной музейной ценности "Эрликонов", их наряду со всеми списанными вагонами дореволюционной постройки отправили в металлолом. Ни одного аутентичного (и даже модернизированного) "Эрликона" до наших дней в Нижнем Новгороде не сохранилось.

Существующий ныне репликар исторического трамвая, который даже служащие "Нижегородэлектротранса" именуют "Эрликоном", никоим образом таковым не является. Его ходовая часть была позаимствована от очень старого (начало 1920-ых гг.) вагона типа БФ, взятого из Ногинска. Корпус же был воссоздан "по мотивам" дореволюционных трамваев на Сормовском заводе для съемок фильма "Запрещённые люди" кинорежиссера Глеба Панфилова. Таким образом, правомерно называть эту единицу музейного подвижного состава с самой старой ходовой частью в городе просто репликаром исторического трамвая без какой-либо привязки к существовавшим тогда типам трамвайных вагонов.




Эрликон (прицепной вагон) — ранее стоял как памятник в 1-м трамвайном депо:

Вагон Х — Усть-Катавский и Мытищинский заводы, выпускался в 1926—1941 гг. 


Мото́рный ваго́н се́рии Х — серийный типовой образец двухосного двустороннего высокопольного трамвайного подвижного состава.


В 1926 году на Мытищинском машиностроительном заводе (в настоящее время «Метровагонмаш») были построены прототипы моторного и прицепного вагона, двумя годами позже началось их серийное производство. Первая крупная партия моторных вагонов была заказана для столицы Украинской ССР Харькова, поэтому весь тип моторных вагонов получил обозначение Х. Первая крупная поставка прицепных вагонов пришлась на Москву, и прицепные вагоны получили серию М.

Перед установкой на музейной площадке в 1986, 1996, 2004 и 2005 годах участвовал в трамвайных парадах, посвящённых 90- и 100-летнему юбилеям Нижегородского трамвая, Дню города и 60-й годовщине Дня Победы.



КМ — трамвай завода «Красное Сормово», выпускался в Нижнем Новгороде в 1926—1939 гг. На ходу. В музее я его не обнаружил. Должен был выглядеть так:

Это фото: Википедия

КМ — серия советских четырёхосных моторных двусторонних высокопольных трамвайных вагонов, выпускавшихся серийно Коломенским Паровозостроительным Заводом и заводом Красное Сормово в 1926—1939 годах Первая крупная серия вагонов этого типа была построена заводом в Коломне и поэтому получила обозначение КМ (Коломенский Моторный). 

ЛМ-49 — серия трамваев ЛМ выпускалась в Ленинграде.


ЛМ-49 — советский односторонний моторный четырёхосный трамвайный вагон. Аббревиатура «ЛМ» в обозначении означает «Ленинградский Моторный». Первый прототип вагона ЛМ-49 был построен на Ленинградском вагоноремонтном заводе (ВАРЗ) в 1949 году, поэтому последующие серийные трамваи этого типа получили индекс 49 в своём обозначении. 

С технической точки зрения конструкция ЛМ-49 сочетала в себе как прогрессивные (например, несущий кузов), так и консервативные (непосредственная система управления) решения. ВАРЗ выпускал вагоны этого типа с 1949 года, производство ЛМ-49 завершилось в 1960 году, когда он был заменён на сборочных линиях более современной моделью ЛМ-57, а прицепные вагоны ЛП-49 выпускались вплоть до 1968 года включительно. 


ЛМ-57 — советский четырёхосный трамвайный вагон, производившийся на заводе ВАРЗ с 1957 по 1968 год. Вагон разработан известным ленинградским архитектором, профессором Иосифом Ваксом, основателем школы ленинградского дизайна. Первый выпущенный вагон получил ампирную хромированную эмблему ВАРЗа и также хромированные молдинги. Последующие серийные вагоны были оформлены более скромно, но тем не менее получили у трамвайщиков неофициальное прозвище «Стиляга».


В 1983—1985 годах они были выведены из эксплуатации. В отличие от ЛМ-49, многие вагоны этого типа уже были на грани выработки ресурса, поскольку в начале 1960-х годов уже началась экономия на металле несущих конструкций вагона с целью увеличения их выпуска. По субъективному мнению значительного числа вагоновожатых, ЛМ-57 был самым красивым трамвайным вагоном, на котором им приходилось работать. Надёжность вагона в целом была достаточно высокой, хотя и уступала более простым по конструкции довоенным и первым послевоенным трамваям.


МТВ-82 — вагон тушинского и рижского заводов (РВЗ), 1947—1961 гг. 


МТВ-82 — советский односторонний моторный четырёхосный высокопольный трамвайный вагон. Аббревиатура «МТВ» означает «московский трамвайный вагон». Первый прототип был построен на военном заводе № 82 (отсюда индекс 82 в названии вагона) в 1946 году (ныне — Тушинский машиностроительный завод). Советские вагоновожатые и ремонтники любили МТВ-82 за простоту, надёжность и долговечность. 


Во время Великой Отечественной войны Научный автомобильно-моторный институт (НАМИ) разрабатывал максимально унифицированные по конструкции автобусов и троллейбусов. Выпуск таких троллейбусов, получивших обозначение МТБ-82М, начался в 1946 году на Тушинском заводе № 82. После досрочного перевыполнения плана по производству троллейбусов на 1946 год на складах завода осталось довольно много кузовных заготовок. Однако завод не имел агрегатов ходовой части. В этой ситуации главный инженер Мострамвайсовета Антон Иванович Литвиненко предложил использовать кузовные заготовки для производства трамваев. Благодаря этой идее и появились первые трамваи МТВ-82.

РВЗ-6 — вагоны Рижского вагоностроительного завода эксплуатировались в Нижнем Новгороде до 2004 года.


РВЗ-6 — советский односторонний моторный четырёхосный высокопольный трамвайный вагон производства Рижского вагоностроительного завода.

Первый прототип вагона РВЗ-6 был построен на РВЗ в 1960 году, осенью того же года началось серийное производство этих трамваев. Оно продолжалось до декабря 1987 года включительно; последние готовые вагоны были отправлены со склада РВЗ в начале 1988 года. 
В 1948 году на РВЗ из Тушино было передано серийное производство трамвайных вагонов МТВ-82. Однако, несмотря на своё долголетие и признание со стороны эксплуатационников, МТВ-82 по своему техническому уровню был шагом назад по сравнению с довоенными малосерийными трамвайными вагонами типа М-38. В 1948 году Совет Министров СССР принял постановление о разработке на РВЗ нового типа трамвайного вагона.


РВЗ-7 — экспериментальный вагон РВЗ, не был запущен в серию, единственный сохранившийся.


РВЗ-7 (71-217/71-267) — серия опытных советских трамвайных вагонов, строившихся и испытывавшихся Рижским вагоностроительным заводом в 1970—1980-е годы.

Планировалось создать принципиально новый вагон, отвечавший всем современным требованиям. Многие технические решения были применены впервые в СССР. Вагон оборудован тиристорно-импульсной системой управления, имеет возможность рекуперативного торможения, люминесцентное освещение салона, цельносварной трёхдверный кузов, тележки с пневматическим подвешиванием.

В 1976 году, после заводских испытаний, было выпущено два вагона, им был присвоен индекс 71-217. Они были отправлены в Москву, где испытывались в депо им. Апакова, а через некоторое время — в Горький, для испытаний на линиях с тяжёлым профилем. Испытания подтвердили высокую эффективность рекуперативного торможения на линиях с затяжными уклонами.

В 1978 году было построено ещё 10 вагонов для Горького и Казани. В отличие от первой партии у них было другое расположение световых приборов на кабине (сигналы поворота сбоку от фар). Из-за плохого состояния контактной сети в Горьком вагоны для него были оборудованы бугельными токоприёмниками вместо полупантографов.

В 1980 году два вагона из Горького были переданы в Калинин (ныне Тверь) для проведения испытаний на полигоне в депо № 2. В 1982 году испытания вагонов в Горьком были прекращены, 6 вагонов переданы в Новосибирск.

Во время испытаний вагоны показали необычайно низкую надёжность, часто вставая из-за поломок.

Троллейбусы

МТБ-82 (1946—1961 гг)


МТБ-82 — советский высокопольный троллейбус средней вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производившийся с 1946 по 1961 год. Главный конструктор троллейбуса Наум Черняков.

Изначально выпуск МТБ-82 был развёрнут на заводе № 82 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР в подмосковном Тушино (в настоящее время Тушинский машиностроительный завод). В 1951 году производство перенесли на завод имени Урицкого (в настоящее время ЗАО «Тролза») в город Энгельс.

Названием машины является аббревиатура от «московский троллейбус», индекс соответствует номеру первого завода-изготовителя. Прилагательное московский в названии было следствием двух причин: секретности местоположения завода № 82 и расположения Тушино поблизости от Москвы; буквосочетание ТБ являлось в то время традиционным обозначением троллейбуса.

Полное число выпущенных МТБ-82 превышает пять тысяч машин. Это позволило МТБ-82 занять доминирующее положение среди моделей троллейбусов, работавших в СССР 1950-х годов. 

ЗиУ-5 (1961—1972 гг)


ЗиУ-5 — советский высокопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производившийся с 1959 по 1972 годы на заводе имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области (после распада СССР — АО «Тролза»). Названием машины является аббревиатура полного названия завода-производителя, которая также служила и его торговой маркой до переименования предприятия.

Полное число выпущенных ЗиУ-5 превышает 16 000 машин. Это позволило ЗиУ-5 занять доминирующее положение среди работавших в СССР того времени моделей троллейбусов. 



Источники:

http://ttu-nn.ru/informacziya/muzey-elektrotransporta.html

wikipedia.org

https://360carmuseum.com/ru/museum/10/exhibit/698

Комментариев нет:

Отправка комментария