воскресенье, 15 ноября 2015 г.

Памятники артисту Евстигнееву

В Нижнем Новгороде в настоящее время в память о великом земляке установлено 3 мемориальных доски. Нижегородскому театральному училищу присвоено имя Е.А.Евстигнеева. На улице Большая Покровская около драматического театра установлена скульптура.

Евгений Александрович Евстигнеев (9 октября 1926 — 4 марта 1992) — выдающийся актёр театра и кино. Гениальный артист, мастер высочайшего класса сыграл более 160 ролей в кино, театре и на телевидении. Народный артист СССР (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1974).

Для меня Евстигнеев - это прежде всего Профессор Преображенский (герой повести Михаила Булгакова «Собачье сердце») с его бессмертными репликами:

'Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет — не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет.'

' Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза ..., в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. '

'Да, я не люблю пролетариат'

Евгений Александрович Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде (городе Горьком).

Детство Евгения прошло в посёлке им. Володарского. (Канавинском посёлке Володарского, не путать с сормовским посёлком с таким же названием!) 
В 30–40-х годах XX века там были две основные улицы: по одной, мощенной булыжником, ездят автомобили и телеги, по другой громыхает трамвай, соединяющий железнодорожный вокзал и завод «Красная Этна». Третья, самая крайняя улица – ряд домов вдоль железной дороги. Этот район назывался «Выставка» по прошедшей на территории нынешнего парка «Сад им. 1 Мая» в 1896 году Нижегородской Всероссийской промышленно-художественной выставки. После её закрытия эти улицы и пересекающие их переулки были застроены небольшими частными домами. Заборы, огородики, колодцы, пасущиеся летом козы, куры – многолетняя несменяемая декорация поселка, во многом сохранившаяся до сих пор.

До 1938 года Евстигнеев жил с родителями Александром Михайловичем и Марией Ивановной на улице Бакунина в доме 2.
В 1938 году Евгений переезжает с мамой Марией Ивановной в дом на улице Ленина (ныне Зеленодольская) напротив школы № 102, где впоследствии учился до 1941 года.
В 1941 году они переезжают на улицу Тамбовская в дом № 14 (поселок Володарский), в этом доме Евгений Евстигнеев жил до 1951 года, когда после окончания Горьковского театрального училища уехал во Владимирский драматический театр им. А.В.Луначарского.

Все три дома Володарского посёлка, где 25 лет своей жизни прожил Е.А.Евстигнеев, не сохранились. 9 октября 2014 года на новом доме на перекрёстке улиц Бакунина и Обухова (на месте, где ранее стоял дом, в котором родился и жил Евстигнеев) установлена мемориальная доска памяти великого актера.



Идейным вдохновителем и инициатором данного проекта стал активный житель Канавинского района Владимир Густов. Финансовую поддержку мероприятия оказал Фонд развития Канавинского района.



Его отец был на двадцать лет старше матери. Оба они были рабочими: Александр Михайлович — металлург, Мария Ивановна — фрезеровщица. Женя рано, в шесть лет, остался без отца, мама второй раз вышла замуж, но и отчим умер, когда мальчику было семнадцать. До войны Женя успел окончить семилетку и в сорок первом пошёл работать электромонтёром. Четыре года он работал слесарем на заводе «Красная Этна», занимался в самодеятельности, играл джаз.




В музее завода «Красная Этна», где Евстигнеев начинал свой трудовой путь, есть раздел, посвященный его жизни и творчеству, руководство завода ежегодно выделяет средства для выплаты 5 именных стипендий студентам Нижегородского театрального училища.
12 октября 2006 была открыта мемориальная доска на здании заводоуправления завода «Красная Этна» по адресу: улица Порт-Артурская, дом №1 (за счет ОАО «Завод Красная Этна»).
Заводские помнят, как будущий известный на всю страну артист работал в заводском детском лагере 'Дружба', сначала массовиком-затейником, затем заместителем начальника пионерского лагеря. Можно сказать, что в известном фильме 'Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен' Евгений Евстигнеев играл самого себя.

Евгений Александрович был очень музыкален, виртуозно играл на разных инструментах: на гитаре, на рояле и даже на вилках. Однажды в 1946 году в кинотеатр, где в составе джаз-оркестра Евгений играл ударником, пришёл директор Горьковского театрального училища Виталий Лебский. Директор от одного актёра узнал, что там необыкновенный ударник, и решил посмотреть. Парень действительно был странный. Он играл так виртуозно и самозабвенно, вытворял с барабанными палочками нечто невообразимое, заслоняя собой целый оркестр и приводя публику в восторг.

После того как оркестранты отыграли очередную композицию, Виталий Лебский подошёл к музыканту и спросил его: «Молодой человек, не хотите ли вы стать драматическим актёром?»

В 1946 году Евгений был зачислен на первый курс Горьковского театрального училища. Окончив театральное училище в 1951 году, Евстигнеев был распределён во Владимирский областной драматический театр имени А. Луначарского.

В 1954 году поступил в Школу-студию МХАТ, причём сразу на второй курс.

В середине 1955 года студенты Школы-студии МХАТ создали «Студию молодых актёров», которая через год стала базой для нового столичного театра — «Современник».

Первую свою значительную роль в «Современнике» Евстигнеев сыграл в 1960 году в спектакле «Голый король» по пьесе Евгения Шварца. После этого спектакля исполнитель главной роли — короля — Евстигнеев проснулся знаменитым.

Настоящая всесоюзная слава пришла к Евстигнееву в 1964 году — после роли Дынина в фильме режиссёра Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

В 1988 году году сыграл профессора Преображенского в телефильме «Собачье сердце».

Евгений Евстигнеев — актёр широкого диапазона ролей, но наиболее удачными были характерные роли. Неброская внешность — сутулая фигура, голова с большой проплешиной, длинным носом «картошкой» и оттопыренными ушами — компенсировалась большим артистизмом, цепкой наблюдательностью и большим обаянием. Евстигнеев достиг такого мастерства в профессии, что практически моментально угадывал и формировал персонажа, создавая импровизациями то, что было нужно режиссёру. Евстигнеев вписывался в любой актёрский ансамбль, был абсолютно убедителен и органичен в любой роли, даже в эпизодах. Очень быстро он заработал себе высокую профессиональную репутацию, участие его в фильме и спектакле гарантировало сенсационный успех.

Евстигнеев был универсален. Положительным героям он даровал скромность, душевную открытость и теплоту, обаяние, интеллигентность; отрицательным — чёрствость, мстительность, умственную ограниченность, отталкивающее поведение.

Евгений Александрович Евстигнеев умер перед операцией на сердце в Лондоне 4 марта 1992 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

5 декабря 2006 года была открыта мемориальная доска народному артисту СССР Евгению Евстигнееву на здании Театрального училища (ул. Варварская д. 3а), носящего его имя с 2003 года.


На памятной доске работы заслуженного художника России Татьяны Холуевой, изготовленной по заказу нижегородских благотворителей в честь 80-летия актера, запечатлен профиль еще молодого Евстигнеева, в начале своей актерской карьеры.


Что интересно, распоряжение № 1258-р об установке мемориальной доски народному артисту СССР Евстигнееву Е.А. за счет собственных средств Подольского Е.Л. (гендиректор завода 'Эра') было выпущено ещё 13 мая 2003 года.



Памятник в виде скульптуры установлен в сентябре 2006 года у драмтеатра. Памятник изображён так, как будто Евгений Евстигнеев вышел прогуляться вечерком, после своего спектакля. Гуляя по Большой Покровской, он присел немного отдохнуть на скамейке возле родного театра, и, немного передохнув, достанет пачку сигарет из своего кармана. Скульптор В. Полянский увековечил в бронзе момент, сидящего и держащего в руке шляпу Евгения, а через его ногу переброшен плащ.





Туристам обычно сразу же 'бросается в глаза' блестящий нос Евстигнеева. Есть примета, что любой кто садится рядом с актёром, обязательно должен потереть его нос.








Евгений Александрович изображен в совершенно непринужденной позе – как будто он только что присел на скамейку у своего первого театра и вот-вот встанет и пойдет дальше. У памятника нет ни надписи, ни таблички.

Источники:
Википедия
Викицитатник
evg-evstigneev.ru
litmir.co
парким1мая.рф
progorodnn.ru
docs.cntd.ru
2rf.ru
tour52.ru
news.newnn.ru
newdaynews.ru
nnews.nnov.ru
docs.cntd.ru

UPDATE: теперь можно добавить ещё один, нет - два.

Комментариев нет:

Отправить комментарий