вторник, 17 ноября 2015 г.

Неовизантийское Сормово: Спасо-Преображенский собор

Сормовский Спасо Преображенский собор, построенный по проекту известного Нижегородского архитектора Павла Малиновского в 1905 году, отличается от прочих городских церквей своей архитектурой. Таких храмов в неовизантийском стиле в России построено всего три. Собор строился на отчисляемые от зарплаты каждого рабочего деньги в размере 1 копейки с каждого рубля.
Адрес: Нижний Новгород, ул. Щербакова, 15а.

В XIX веке кустарные мастерские Камско-Волжского пароходства близ деревни Сормово Балахнинского уезда объединились в  «Машинную фабрику буксирного и завозного судоходства». К 1849 году фабрика превратилась в огромное предприятие российской промышленности – Сормовский судостроительный завод.
К концу XIX века там трудились 10748 человек. Старая заводская Александро-Невская церковь уже не могла вместить всех своих прихожан. Поэтому 29 марта 1898 года Священным Синодом было принято решение о строительстве в Сормове нового большого собора. Проектирование поручили известному в Нижнем Новгороде архитектору Павлу Малиновскому.
Павел Петрович Малиновский (1869-1943 гг.) вышел из многодетной семьи отставного солдата. В 1879-1887 гг. Павел учился в Нижегородском реальном училище, которое окончил с отличием; в 1887-1892 гг. - в Петербургском институте гражданских инженеров. Служил в Москве помощником архитектора М. Геппенера, затем городским инженером Нижнего Новогорода. Кроме Спасо - Преображенского собора Малиновский построил электростанцию перед Окским мостом, Народный дом, ныне Оперный театр, клуб инженеров и служащих Сормовского завода; его труды вложены в реконструкцию Дмитровской башни Нижегородского кремля. В 1903 году Павел Малиновский бросил работы по строительству храма и уехал в Москву. Был приглашен новый зодчий - Василий Косов, академик, возводивший Храм Христа Спасителя в столице.
17 декабря 1899 года для возведения собора был создан специальный Строительный комитет во главе с Ф. Фоссом. Через полгода уже имелись готовый проект и необходимые средства для начала работ. Новый храм, как и старая Александро-Невская церковь, строился на деньги, отчисляемые с зарплаты каждого рабочего в размере 1% (1 копейка с каждого рубля), поэтому и был прозван в народе «Копеечным».

Новый собор был задуман в неовизантийском стиле. Таких храмов в России было всего три: собор святого великомученика Пантелеймона монастыря Новый Афон в Абхазии, кафедральный собор Александра Невского в Волгограде (Царицыне) и главный собор в честь Двенадцати Апостолов Иоанновского ставропигиального женского монастыря  в Санкт-Петербурге. Прообразом Спасо-Преображенского храма считается собор Александра Невского в Софии, который был построен русскими и болгарами совместно по проекту архитектора Александра Померанцева.
Восьмого сентября 1900 года состоялась торжественная закладка собора. В фундамент была заложена медная памятная пластина с указанием даты закладки и имени правящего императора Николая II.  На здание потребовалось 2,5 миллиона штук кирпичей; 11 колоколов общим весом 26,5 тонн были изготовлены по специальному заказу в Ярославле. Строительство длилось три летних сезона, зимой стройку останавливали, чтобы не ухудшить качество кирпичной кладки.
Новый собор - большой крестовокупольный храм - вмещал до 2 500 человек; ширина его составляла 14 сажен (29,9 м), длина вместе с колокольней - 22 сажени (46,9 м), высота центрального купола до креста 20 сажен (42,7 м; высота девятиэтажного дома).
Четыре опорных  полукупола переходили в 4 нефа, в которых разместились центральный алтарь с двумя приделами, боковые входы и притвор. Над притвором располагались хоры для певчих. Необычным архитектурным решением явилась колокольня, высота которой была значительно ниже центрального купола. Это усиливало центричность композиции, придавало новому храму устремленность в небо. Купольные своды были выполнены по последнему слову строительной техники того времени - из железобетона. Мощь и изящество – вот основные впечатления, которые с первого взгляда производит храм своими  серебристыми куполами с белыми полуколоннами и нарядными карнизами.

Великолепный собор простоял во всем своем величии только два десятилетия. В 1927 г. деревянная звонница была сломана, колокола конфискованы. Существует версия (вполне вероятная), что они были переплавлены в меднолитейном цехе завода «Красное Сормово». С храма сорвали железную кровлю. Богослужения в соборе прекратились в 1935 году.  Собор хотели взорвать, но потом решили превратить его в Дворец труда, закрыв в прямоугольный чехол, дабы придать ему гражданский вид. В храме расположился вначале детский Дом культуры, а потом аптечный склад, и, наконец, склад пищевых продуктов. В подцерковье, которое было изуродовано многочисленными перегородками, был оборудован рыбный холодильник. И все это несмотря на то, что здание храма считалось памятником архитектуры.
В 50 – х годах Сормовский собор стал декорацией для фильма режиссера Ивана Пырьева по роману М. Горького «Мать». На куполе храма даже установили крест: конечно, временно, для исторической достоверности картины.

В 1990 году храм перешёл к епархии. Первые средства на восстановление храма вносили новые прихожане. К концу 2005 году ремонтные работы в Спасо-Преображенском соборе были закончены.
27-28 ноября 2005 года  храм торжественно отмечал свой 100-летний юбилей.

Источники:
pravsormovo.ru