суббота, 26 мая 2018 г.

Гостиница из казармы на улице Булочников

Дом на фото - всего лишь одно здание из целого мукомольного комплекса купца Дегтярёва на Черниговской. И это не реклама Hotel Baker Street. А всего лишь вольный перевод названия в заголовке)
Так сложилось, что крепкие исторические дома, как правило, превращаются новыми собственниками в гостиницы: Ярмарочная гостиница Никитиных и Богадельня Бугрова, например. Всё это здания из красного кирпича, освежённые пескоструйкой снаружи и ухоженные внутри.
Так что же было здесь раньше?

Отмена крепостного права и окончание строительства в 1862 году железной дороги Москва – Нижний Новгород дали толчок дальнейшему развитию торговли и промышленности. Исключительно благоприятное расположение города в центре России на пересечении водных, а затем и железнодорожных магистралей способствовало,  в частности, развитию мукомольной промышленности. В 1860 – 1870-е годы на правом и левом  берегах Оки строятся крупные паровые мельницы, завод  мельничного оборудования Горбута.
        Первым на выгодное положение подгорной части Благовещенской слободы для размещения мукомольного предприятия обратил внимание нижегородский купец Е.Г. Башкиров. По проекту 1869 года в конце Нижне-Окской (Благовещенской) набережной он сооружает трехэтажную паровую мельницу (на верхнем фото видна на заднем плане).
         Вслед  за Е.Г. Башкировым, рядом с ним (в сторону города), в 1879 году начинает скупать участки для строительства подобного же промышленного заведения и Маркел Александрович Дегтярев (Дехтярев), числившийся сначала балахнинским, а затем ставший нижегородским первой гильдии купцом.
(Не случайно в названии гостиницы появилось упоминание Baker Street - улицы булочников!)
         На 1881 год за Дегтярёвым на Благовещенской набережной реки Оки значились каменная механическая  мукомольная мельница, четыре каменных флигеля (один – трехэтажный, три – двухэтажных) и каменные одноэтажные палатки.
         Несомненно, что под трехэтажным флигелем понимался корпус «казармы», замыкающий юго-западный угол территории. Каменные одноэтажные палатки – два достаточно высоких складских сооружения, вытянутые вдоль набережной между упомянутой «казармой» и сохранившимся двухэтажным угловым домом (бывшим купцов Мякишевых), названным одним из двухэтажных флигелей. К 1900 году относится архивное дело о разрешении переустройства электрического освещения на мельнице М.А. Дегтярева.
Все вновь выстроенные сооружения архитектурно-промышленного комплекса мельницы М.А. Дегтярева были выполнены в «кирпичном стиле», преобладавшем в архитектуре производственных зданий второй половины XIX - начала XX веков.
        «Неоштукатуренные здания, отделанные лицевым кирпичом – прочным и экономичным материалом, не требующим дополнительных затрат на ремонт и окраску, могли обладать хорошими эстетическими качествами, в них гармонически сочеталось утилитарное и изящное. Рисунок  кирпичной кладки, фактура и цвет лицевого кирпича представлялись основными средствами художественной выразительности».
        Характеризуя пятиэтажный корпус паровой мельницы М.А. Дегтярева,  Ю.Н. Бубнов отмечает, что его архитектура «несет на себе печать эклектики. При гладких стенах часть окон обрамлена сандриками, а карниз поддерживается фигурными кронштейнами».
        Рационалистический характер «кирпичного стиля» хорошо просматривается и в здании трехэтажной «казармы» – жилья для рабочих (это и есть реконструированное здание, в котором теперь гостиница), и в складских корпусах, выстроенных на месте ранее существовавших на набережной жилых домов.
         Застройка комплекса мельницы М.А. Дегтярева, вытянутая по набережной, состоит из двух достаточно протяженных складских корпусов, справа и слева от которых, завершая линию, располагаются примерно равные по высоте объемы двухэтажного жилого дома (бывшего Мякишевых) и трехэтажной «казармы».
         Осью симметрии композиции являются проход на мельничную территорию, устроенный между складскими корпусами (сейчас здесь  устроен проезд). Расположенный в глубине двора главный корпус мельницы несколько сдвинут от этой оси в сторону. Сделано это было, вероятно, для того, чтобы пятиэтажный объем здания не перекрывал собой слободскую церковь Иоанна Предтечи при восприятии панорамы города со стороны реки и Канавинской слободы.
         После Октябрьской революции мельница М.А. Дегтярева была национализирована и стала именоваться «Госмельницей № 5». Ее постройки в 1925 году оказались зафиксированы на инвентаризационных чертежах (генплан, поэтажные планы, разрезы), составленных для Управления губернского инженера.

Источники:
opentextnn.ru
etomesto.com

пятиэтажный корпус паровой мельницы


Почти во всех кирпичных производственных постройках того времени можно обнаружить такие железные стяжки с массивными шайбами и гайками:


Вот такая же, но более витиеватая конструкция на здании Молитовской мануфактуры Бугрова:









Есть такие же шайбы и на самой казарме рабочих - теперешней гостинице:




и на соседних складах:












Во внутреннем убранстве гостиницы не осталось вообще ничего исторического - сплошной евроремонт, все стены закрыты гипсокартоном, вся ковка - новодел.



На стенах - хаотично отобранные портреты голливудских звёзд, типа Камбербэтча и нашего Ливанова. И вдруг - купец Ознобишин.


Вид из номера третьего этажа:


и образчик нижегородского английского: