В конце 19 века Сормово было рабочим поселком, объединившим несколько деревень, который растянулся на шесть верст. Мощеных улиц имелось всего две — Большая Шоссейная (в народе Большая дорога, сейчас Коминтерна) и Соборная (современная Щербакова), да и те были выложены булыжниками не полностью. Большая Канава, Старая Канава, Болотная, Пески — типичные названия старых улиц Сормова.
В контрасте с этой обстановкой был застроен элитными домами Заводской парк, где поселилось руководство Сормовского завода, служащие главной конторы и директор завода Алексей Павлович Мещерский. Его квартира занимала второй этаж.
Предыдущий директор жил в доме на территории завода. Цех на месте того дома построен только в 1914 году. В 1901 году стал строиться забор вокруг терриории. Только после этого дом директора с комнатами приезжих вынесли за территорию завода. Заводской парк строился на землях деревни Мышьяковки, скупал их завод с 1901 по 1915 год. Отсюда можно сделать вывод (потому что точных фактических данных не найдено), что дом служащих Сормовского завода построен на ранее 1902 года.
![]() |
Общий вид жилого дома для служащих завода «Красное Сормово» Автор: М.П. Дмитриев Место события: Балахнинский уезд, Нижегородская губерния Дата: 1906 г. |
(спасибо Татьяне Нечаевой): Источник - личная беседа с Елескиным Геннадием Андреевичем и Еленой Арнольдовной Мироновой, сотрудниками музея завода 'Красное Сормово', с выкладыванием фотографий домов с датами съемок по годам и выводами из сохранившихся воспоминаний дочери Мещерского и рабочего И. М. Карпова 1891 г рождения.
От Заводского парка по железнодорожной ветке, соединяющей Сормовский завод с Московским вокзалом, ходил так называемый «вагончик» до Канавина. На нем рабочие, проживающие в Гордеевке, Варихе и других деревнях, ездили на работу
После 1917 года в этом здании находился ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), а затем детский сад и коммуналка.
А.П. Мещерский (1867-1938), был директором Сормовского завода ('Красное Сормово') с 1900 по 1905 год.
Алексея Павловича Мещерского называли «русским Фордом», сравнивая с создателем американского автопрома Генри Фордом.
Мещерский окончил Петербургский горный институт. 20 августа 1896 года был принят старшим инженером при заводоуправлении Сормовского завода.
В апреле 1900 года А.П. Мещерский вступил в должность управляющего Сормовскими заводами. Он убрал с руководящих должностей тех мастеров-иностранцев, которые наиболее рьяно эксплуатировали рабочих (под предлогом плохого знания русского языка, из-за чего возникали производственные недоразумения в ущерб заводу).
Мещерский добился 10-миллионного вклада в новое строительство и преобразование завода.
При нём развивалось паровозостроение и мостостроение, строился первый в мире дизель-
электроход «Вандал». Завод выпускал более 50 наименований продукции. В 1903 году
директор повысил наиболее квалифицированным рабочим зарплату на 20%, что было
неслыханным в то время делом. При нём велось строительство корпуса больницы, каменной
школы, Спасо-Преображенского собора.
В 1905 году А.П. Мещерский покинул Сормово и стал директором-распорядителем
Коломенского завода, а затем председателем концерна Сормово - Коломна.
С декабря 1917 по апрель 1918 с А.П. Мещерским велись переговоры о сотрудничестве с
советской властью. Переговоры закончились безрезультатно, он был арестован ВЧК и заключён в Бутырскую тюрьму. После освобождения в октябре 1918 эмигрировал во Францию. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Строители говорят (спасибо Татьяне Нечаевой), что сейчас дом купила Нижегородская епархия. Дом огорожен забором, вывезен частично строительный мусор, обновлена кровля.
Источники:
inbio.livejournal.com
gttp.ru
alexander-apel.narod.ru
sormlib.nnov.ru
http://95.79.52.243/media/kalendar%20dat%20krsorm1.pdf
Правый барельеф утрачен:
Сквозь проёмы окон видны высокие лепные потолки:
В отступление - Сормовская лирическая:
Комментариев нет:
Отправить комментарий