пятница, 16 октября 2015 г.

Ильинское палаццо купца Маркова

Ещё один роскошный купеческий особняк с итальянскими мотивами в архитектуре есть по адресу Ильинская 65к9.
(Вообще-то дом между 63 и 59, поэтому у него второй адрес Ильинская - 61)
В реставрацию всех фасадов и отдельных интерьеров этого здания в 2008-2009 году Строительным университетом было вложено около 1 млн. долл. США.
Готовы удивляться? Далее много фото - снаружи и изнутри.
Особняк включен в список объектов культурного наследия регионального значения.
Сейчас это - 9й корпус ННГАСУ.
Дом вместе с хозяйственными постройками (службами и прачечной) был построен в 1905 г. для купца Арсения Васильевича Маркова. Автор проекта здания не установлен. Здание было возведено в стиле ретроспективизма и напоминало итальянское палаццо эпохи Возрождения.
Во внутренней планировке и интерьерах отразилось новое тогда архитектурное направление – декоративный модерн.

В 1918 г. главный усадебный дом был национализирован (муниципализирован), использовался различными организациями, в послевоенное время и до 1985 года здесь был туберкулезный диспансер. В 1985-2006 г. - размещалась студенческая поликлиника. Несмотря на ряд переделок, первоначальная планировка была сохранена.

Дом Маркова отличается от других нижегородских построек начала ХХ века своим необычным архитектурным обликом, вызывающим ассоциации с итальянскими, а точнее флорентийскими, палаццо периода Раннего Возрождения ХV века.

В двухэтажном доме, высота которого едва достигает 12 м, кроме сплошной, относительно неглубокой и мелкой по рисунку рустовки стен, составляющей основу архитектурного построения фасадов, особенно выделяется характерный для флорентийских палаццо сильно выступающий от стены профилированный цоколь.



В отличие от большинства купеческих домов ХIХ века, в этом доме все фасады проработаны с большой детализацией и выдержаны в одном характере, т.е. с повторением общего рисунка рустовки, профилей тяг и карнизов, с тонкой проработкой архитектурных деталей.
Главное внимание архитектор уделил самому рисунку рустовки, используя ее в нескольких вариантах: с включением различных барельефов растительного орнамента или маскаронов в виде львиных голов на основном фасаде, обращенном на улицу Ильинскую;










в сочетании гладких и фактурных, с включением мелкой гальки или гравия, поверхностей на двух дворовых фасадах и простых гладких рустов на заднем фасаде:



Таким образом, по стилистической характеристике здание  относится к довольно редко встречающемуся направлению в русской архитектуре эклектики второй половины ХIХ - начала ХХ века.




















В первые годы ХХ в. владение переходит от предыдущего владельца к Арсению Васильевичу Маркову - последнему представителю известного нижегородского купеческого рода. Главной фигурой рода являлся  Василий Кузьмич Марков, крупный рыботорговец,  который в низовьях Волги владел огромными водными пространствами. В середине ХIХ века ему в Нижнем Новгороде принадлежали домовладения на Малой Покровской, Ильинской и Рождественской улицах, в Вознесенском переулке (ныне улица Нижегородская), а также несколько торговых лавок в гостином дворе на Рождественской улице. Главное домовладение (ныне существующий дом № 63) располагалось  на углу Ильинской улицы и Вознесенского переулка. Марковы широко занимались благотворительностью, в том числе  строили сельские школы и училища. А.В. Марков в 1905 году оборудовал амбулаторию в селе Желнино. В Нижнем Новгороде на средства Марковых было построено  и оборудовано здание детского приюта нижегородского губернского земства, известного как «дом подкидышей».

О роскошном особняке и его хозяине Арсении Васильевиче Маркове по Нижнему ходили легенды. Вот одна из них.

Слыл Арсений Васильевич большим ценителем породистых лошадей. Чудо-скакуны Маркова считались лучшими среди коней нижегородских конезаводчиков. Лето купец с семьей в Желнине проводил, а зиму - в своем особняке на Ильинке. Но с любимым вороным жеребцом по кличке Бедуин не расставался. Завсегда брал коня с собой в Нижний. Здесь позади особняка располагалась теплая конюшня. Купец однажды немало гостей удивил, сюрприз преподнес: оседлал любимого коня и прямиком в дом с парадного крыльца въехал. Вороной жеребец по мраморной лестнице стремительно вынес хозяина на второй этаж - в залу, где знатные гости дорогими винами угощались. Долго восхищались они ловкостью хозяина, любовались конем-красавцем. Когда улеглось волнение, Марков взял коня под уздцы, свел его осторожно вниз. Этот «сюрприз» Маркова в Нижнем немало обсуждали.



Дворовые постройки. Та самая теплая конюшня



Без советской власти не обошлось даже после реставрации:



Парадный вид с Ильинской улицы:












В ренессансной стилистике выдержано и большинство парадных интерьеров второго этажа дома. Но, в тоже время, в архитектуре вестибюля, парадной лестницы присутствуют черты модерна. В целом это говорит об общей эклектичности архитектуры этого здания, столь характерной для построек рубежа ХIХ - ХХ веков.

Поскольку особняк является объектом охраняемого культурно-исторического наследия, в нём был сохранён интерьер, витражи, роспись, лепнина, что потребовало немалых усилий от реставраторов, в которой приняли участие студенты ННГАСУ. Архитектурный облик здания практически не был изменён.

Особый интерес в доме Маркова имеют полностью или фрагментарно сохранившиеся художественные интерьеры отдельных помещений. Наибольшую художественную ценность представляют вестибюль и холл с мраморными лестницами, объединенными арочными проемами.










Это фото: milutkin.livejournal.com
Это фото: milutkin.livejournal.com
Это фото: milutkin.livejournal.com
Особняк Маркова является уникальным в нижегородском зодчестве примером дома, в пространство которого включены художественно выполненные витражи. Витражи расположены в разных частях дома и придают дому специфическую цвето-световую характеристику.
Это фото: opentextnn.ru
Самым ярким и многоцветным является витраж, размещенный  на парадной лестнице.
Это фото: milutkin.livejournal.com
Огромное окно-витраж выполнено в характерной манере модерна и по рисунку представляет  собой раскрывшего хвост павлина среди цветов. Этот цвет витража в сочетании со светло-серыми мраморными ступенями и пластичными ограждениями лестницы и раскрашенным декоративным орнаментом стен создает удивительно эмоциональный интерьер.

Два других витража украшают входные двери в угловой парадный зал. Они имеют геометрически сложный рисунок. Цветовую гамму их дополняют свинцовые переплеты, которые создают свой ажурный из пересекающихся линий рисунок.

Это фото: milutkin.livejournal.com
Третий витраж-окно расположен в центральном просторном холле второго этажа. В нем преобладает готическая, средневековая тема - стрельчатая арка включает круглые элементы. Насыщенные контрастные оттенки желтого и голубого на нейтральном белом фоне выделяют символические, фантастические цветы.

Это фото: milutkin.livejournal.com
Исключительное значение имеют лестницы, в которых марши, ограждения и площадки выполнены из беломраморных плит. Пластику их характеризуют четкие сложные профили и высокое качество строительных работ. Подобные мраморные лестницы сохранились в Нижнем Новгороде лишь в двух особняках (ныне музеях), принадлежавших  С.М. Рукавишникову и В.М. Бурмистровой.

Это фото: milutkin.livejournal.com
Особый пространственный интерес представляет лестница в вестибюле. Она имеет криволинейное волнообразное очертание в плане и включает спиралевидные скульптурные объемы. В отдельные ячейки ограждения главной парадной лестницы первоначально были вставлены металлические декоративные элементы.

Это фото: milutkin.livejournal.com

UPDATE: На скульптурных изображениях вестибюля изображено лицо Машеньки Марковой - дочери первого владельца особняка. Девушка была горбатой от рожденья, но очень много помогала обездоленным, шила для них одежду.
Как выяснила Татьяна Нечаева, у Марковых были дочери Ольга и Валентина, и никакой Машеньки. С другой стороны, сотрудники кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ, которая сейчас в здании находится, настаивают на версии с увечной дочерью.
Истина где-то рядом...

Сорри за качество фото - не было возможности поставить свет. Поэтому вспышка визуально превратила ниши, на внутренних поверхностях которых нанесены барельефы, в плоскости.
Скульптура девушки как бы живёт внутри стен.


Это фото: milutkin.livejournal.com
Наиболее ценные интерьеры расположены на втором этаже. Три из них образуют парадную анфиладу вдоль главного фасада дома.  Так в центральном зале с большими полуциркульными зеркальными окнами поверхность стен расчленена пилястрами-панелями с включением сложных барельефных растительных орнаментов, рисунок которых выдержан в стиле архитектуры итальянского Возрождения.

Это фото: milutkin.livejournal.com
Особую ценность в парадных интерьерах представляют филенчатые двери. Они отражают стилистику залов. Так в парадной  анфиладе комнат полотна дверей украшены объемной резьбой на тему морских раковин, то на парадной лестнице этот рисунок дверей выдержан в характере модерна и включает плоские композиции из рельефных и раскрашенных цветов.

Это фото: milutkin.livejournal.com
Это фото: milutkin.livejournal.com
При ремонте радиаторы отопления были оставлены оригинальными. Сейчас они спрятаны за резными дубовыми панелями.

Это фото: milutkin.livejournal.com


Источники:
milutkin.livejournal.com
opentextnn.ru